Моя педагогическая философия
       «Педагогическая философия...» Чем дольше рассуждаю над этим словосочетанием, тем больше возникает вопрос: «А разве я могу отделить мою педагогическую философию от моей человеческой, жизненной философии?». Я твердо убеждена, что когда человек противопоставляет в себе «я - личность» и «я - профессионал» он теряет что-то важное и в профессиональной жизни, и в личной. Поэтому моя педагогическая философия основана на тех же принципах, которые являются ориентирами для всей моей жизни.
     Главный жизненный принцип воспитан во мне родителями. Быть достойным, порядочным человеком! В этих двух словах скрыт огромный смысл, который оказывает влияние на мою профессиональную деятельность. Быть порядочной по отношению к своим коллегам, радоваться их успехам, с благодарностью учиться на их опыте, поддерживать в трудные моменты. Достойно вести себя во всех сложных ситуациях, которые преподносит наша школьная жизнь. Никогда не становиться на позицию хамства, унижения учащихся, менторского тона для родителей. Это оскорбляет человека любого возраста, и мешает доверию в отношениях.
     Считаю, что уважения достоин тот человек, который в первую очередь уважает себя сам. Даже самые «проблемные» ученики и негативно настроенные родители чувствуют внутреннюю силу, спокойствие и достоинство педагога. Если это сочетается со способностью к сопереживанию, педагогической интуицией, неподдельным интересом к ребенку, то общение с ними происходит уже совсем на другом уровне.
     К понятию «порядочность» отношу так же выполнение человеком своих обязательств. Стараюсь всегда выполнять то, что обещаю своим ученикам, родителям, коллегам. Считаю, что если ты обманешь ребенка один раз, то нужно будет приложить двойные усилия, чтобы он поверил тебе снова.
     Следующий свой жизненный принцип, я бы обозначила девизом: «Живи интересно!». Насыщаю свою жизнь интересными событиями, встречами с интересными людьми, люблю много путешествовать, познавать мир. Причем во всех путешествиях, поездках, походах личные впечатления неразделимы с профессиональными.
     Считаю, что учитель должен зажигать в ученике желание: желание увидеть, сделать, научиться, попробовать. А как может зажечь желание человек, который сам ничего не хочет? Который удовлетворен своей спокойной, расписанной по сезонам года жизнью, у которого нет желания познания нового? Именно поэтому у меня всегда присутствует чувство профессиональной неудовлетворенности. Сколько еще не прочитано, не узнано, не испробовано, не отточено...
     Еще один мой жизненный и профессиональный принцип - принцип терпимости. Признаю возможность каждого человека, в том числе и ученика, иметь недостатки, неудобные или неправильные, на мой взгляд, мнения. Считаю, что нужно не заставлять или насильно прививать то, что считаешь верным, а убеждать, иногда полемизировать, чтобы найти истину. С одной стороны не люблю, когда нет твердой точки зрения по каким-то принципиальным вопросам, а с другой - мне импонируют люди, которыми не утеряна способность, сомневаться. Думаю, что учитель, который не считает себя истиной в последней инстанции, готовый принять чужую точку зрения, гораздо более близок ученику и родителю, чем закостенелый в своих убеждениях педагог.
     Несмотря на то, что мои жизненные убеждения пересекаются с педагогическими, одним из принципов своей работы считаю разделение профессиональной деятельности и личной жизни. Если педагог не может вне стен школы отключаться от работы и продолжает учить, учить и учить, то думаю, что это уже профдеформация. Точно также считаю крайне непрофессионально переносить отражение своей личной жизни на работу. Для меня очень важно, чтобы мои ученики знали, что их учитель, независимо от своего настроения или проблем, всегда спокоен, выдержан, доброжелателен и позитивно настроен.
     Поэтому одним из самых сложных моментов в труде учителя я считаю необходимость сочетать разные стороны педагогического труда.
     Я хочу быть хорошим предметником, чтобы на мои уроки всегда с удовольствием приходили ученики, чтобы после уроков в их головах оставалась не просто сумма знаний, а желание развивать свою эрудицию, кругозор, желание учиться дальше и совсем не обязательно в институтах. А просто желание УЧИТЬСЯ.
     Я хочу быть достойным классным руководителем, с которым комфортно и интересно детям. Чтобы после школы мои выпускники вспоминали свой класс с радостью. Чтобы мои дети могли придти ко мне со всеми проблемами и радостями, идеями и открытиями.
     Я хочу выполнять вовремя и качественно кучу рутинной бумажной работы, и главное при этом - видеть смысл своего труда.
     Хочу быть хорошим коллегой, с которым с удовольствием общаются не только педагоги своей школы, но и педагоги города.
     Я хочу, чтобы меня миновал страшный термин «педагогическое выгорание». И еще много-много...
    А главное, что я не просто этого хочу, а стараюсь жить и работать так, чтобы мои желания исполнялись.
    Подлинный учитель - это творец, он не просто передаёт знания, он их формирует, воспитывает человека, всегда что-то создаёт, регулирует процесс - а это активная позиция!
    В заключении, добавлю одно. Для себя я выбрала девиз: «ВЕЧНО УЧИСЬ!» Это обогащает, осмысляет жизнь. Познавая, ты стремишься передать новое другим - это динамика жизни. Совершенствуй в себе профессиональное мастерство. Находки, новые решения приходят, когда ищешь, думаешь, стараешься. Поиск учителя - это совершенствование профессии, шлифовка мастерства.
шаблоны для ucoz